DSC02458Фото-Байка первая: 2006 год завод «АВЕРС»

Начало моего композитного пути

Поскольку в те годы (о которых пойдет речь) содержание пикселей на один телефон аж 600 штук, считалось офигенно классным, и не у каждого такое чудо было (многие довольствовались меньшим), а аналоговое фото (с фотоаппаратом и фотопленкой) в рабочем процессе было счелкать как-то «не с руки», то фотографии этой поры будут по большей части низкокачественные и не полностью иллюстрирующие «жизнь эпохи»…

Буду добивать недостающее текстом  

Работал я как-то, года эдак с 2001 по 2006 на одной СТО г. Симферополя сварщиком-рихтовщиком. И неплохо так себе работал, качественно, по обоюдовыгодным ценам. Очереди ко мне на сварочные работы стояли. Ну с тех времен вообще фотографий не осталось, т.к. счастливое Советское прошлое кануло в Лету, а суровое настоящее диктовало более насущные потребности, чем удовлетворение эстетических наклонностей фотографа…

Сохранились только фото мотоцикла ИЖ-Юпитер 5, который я собственноручно (с помощью друзей-байкеров) переделал в вот такую «неведому зверушку», как вы можете видеть ниже.

Гонял он классно, разгонялся до 125, дальше — страшно…  Тут я сделал собственноручные глушители, «закозлил» раму, установил электронное зажигание от «девятки» (поэтому цилиндры работали четко как часы), сделал спортивный руль, поставил на передок трассовую резину, а на задок — кроссовую. Установил в выхлопные трубы синие светодиоды, поэтому когда они включены, вылетающие из труб выхлопные газы создавали иллюзию синего пламени. В обчем аппарат получился — агонь А это я возле своего «коня».

Мотэк 7

Изготовлением этого аппарата, собственно, и закончилась моя сварочно-рихтовочная эпопея… Нет, с работой то было все хорошо: за эти 6 лет успел купить, поделать и продать свою «копейку», сварить кучу днищь ржавого металолома, называемого в простонародии автомобилями, отрихтовать (и некоторые даже по нескольку раз) большое количество иномарочных консервных банок, в которых «начинка» любила повыполнять разные кульбиты, плохо совместимые со здоровьем. Сжег при сварке немецкий грузовичек Мерседес (который, когда загорелся, сделал: «Бенц») и успешно отработал уплаченные за это веселье 2000 долларов. В общем, жил полной и интересной жизнью сварщика-рихтовщика. Только здоровье мое стало — не очень … Лмимфоузлы поднабухли, покашливать кровью стал часто. А всё рудники проклятые… никто же не говорил что нужно пользоваться респиратором, когда оцинкованное и покрытое вкусными-полезными витаминками-красками-мастиками днище варишь. Да и респираторов тогда у простого рихтовщика не было.

А тут, как раз, теща моя устроилась на вышеупомянутый завод «Аверс» поварихой. Очень она вкусно готовила. Сначала работала с помошниками на кормлении всего наличного состава завода (человек 200), а потом только руководящему составу готовить стала.

Вот она меня им и предложила. И тогда я стал работать с композитами.

Ярило - 1

А вот это первая моя работа на заводе «Аверс» — трактор «Ярило». 

Для тех, кто не знает, что такое «Аверс», скажу: аверс — не реверс, это лицевая (представительская) сторона монеты, которая еще называется ОРЕЛ (а реверс это РЕШКА).

Поскольку эта работа для меня была внове, делал я тогда много низгокачественных фото моделирования, изготовления матриц и изделий, и себя на фоне всего. Но Яндекс-Дисков, чтобы надежно хранить свои электронные файлы, в те времена не было. Накрылся как-то винчестер на моем компьютере, и не стало фотографий. Остались только не мои — с выставки, где руководство завода совместно с заказчиком активно демонстрирует готовое изделие.

 

Делали мы модели тракторного обвеса как положено: качественно, «̶н̶а̶ ̶г̶л̶а̶з̶»̶  надежно — из г̶о̶в̶н̶а̶ ̶и̶ ̶п̶а̶л̶о̶к̶  пенопласта, фанеры и газет. По нарисованным мной и другими модельщиками (нас работало 6 душ) на бумажке эскизам, одобренным руководством и заказчиком.

Компьютерное моделирование, аки фрезер ЧПУ тогда были сродни звездным войнам, космическим кораблям, и прочей околонаучной фантастике. Т.е. мы о них слышали, но в серьез в них не верили 

Вообще-то в модельщики на этом заводе попасть было непросто, люди долго обтирались и отбирались на более грубых работах. Сначала — самое простое: делать бампера. Потом катать более крупные изделия, такие как кунг (жесткая надстройка) на пик-ап. Потом особо одаренных переводили в матричный цех, где они работали над изготовлением форм (таких на заводе было 18 человек. А уж самых умелых переводили в модельщики. К моменту моего появления на заводе «Аверс», им требовался один модельщик (было 5, нужно 6). И так случилось, что у меня был неплохой начальный багаж навыков в виде понимания формы и умения работать со шпаклевкой и электроинструментом. А среди матричников начальство не хотело ссоры: кому идти в модельщики. Попробовали меня. И у меня получилось. Так и остался работать, сразу — модельщиком.

Завод занимался изготовлением деталей автотюнинга методом контактного формования. И это в те времена был уже — «космос». Ни о каком литье искусственного камня или вакуумной инфузии, или, извиняюсь за выражение, автоклавном формовании, никто ничего не знал. Ну, знали, что это матерные слова откуда-то из-за границы, и все.

Более того,  наименования материалов и технология работы с ними хранились в секрете. И без особой нужды никому ничего лишнего не говорилось. Поэтому я, как модельщик, получавший материалы непосредственно на складе, где с них еще не успели сорвать наклейки, особо интересовался всем этим секретным. Тогда у меня и зародилась мысль создать сайт по композитам.

Ниже представляю те немногие фото (которые у меня остались) изделий которые изготавливались на заводе Аверс.

Это спальники для грузовых автомашин, разные этапы работ:

Если «кликнуть» на одном из фото, можно будет просматривать их в удобной галерее-прокрутке.

Как вы можете видеть в этой галерее, в те времена я уже предпринимал скромные попытки моделировать в 3-Д на первом своем компьютере, купленном на деньги, заработанные на этом заводе. Перепрорбовав несколько программ моделирования, я остановился на Катиа и Солид Воркс. Но Катиа была более замороченная, только на английском, и я выбрал и на всю оставшуюся жизнь полюбил пиратский Солид Воркс

На последних фото можно видеть рельефное изображение — надпись «Тайфун». Это мои первые попытки делать подобные лейблы. Руководство посчитало, что эта надпись усложнит съем изделий, укоротит срок службы матриц, и надпись мы потом убрали.

Это обтекатель на странный автомобиль, рожденный отечественным автопромом. Вроде ВАЗ, а называется ИЖ, и кунг жестяной неказистый. Но нам доверили сделать на него только маленькую пластмасску, остальное — не наша забота.

Справедливости ради: был ИЖ-2717, вот он ИЖ, а ИЖ-27175 это скорее ВАЗ, но не важно…

Вот здесь я понял как важна бывает ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Когда не лепишь сначала модель из пенопласта, а потом перелепливаешь, когда что-то не понравилось руководству, а — нарисовал картинку и представил на выбор варианты. Совершенствовался я, короче в 3-Д моделировании. Но в итоге готовое изделие все равно выглядело немного иначе.

Эти последние мелкие фото не мои, и пикселей у «фотографа» явно было маловато.

Основной продукцией завода были жесткие надстройки (кунги) на автомобили Запорожского Автозавода: Ланос пикап, Таврия пикап. Это были самые массовые и самые денежные заказы.

Если формовка мелких изделий производилась при помощи стекломата, то здесь работал чопер: оператор накидывал рубленный ровинг со смолой, работники прикатывали ламинат валиками. Это было очень современное производство. И все обустройство завода, типа: вентиляции цехов, отопления, туалетов, столовой, душевых на заводе, было продумано до мелочей. У многих современных производств нет такой высокой культуры производства, какая была на заводе Аверс.

Много было и заказов на обвес (бампера, различные накладки) для автомашин Деу Ланос (они распространены в Украине по причине того, что АвтоЗАЗ ими торгует), для автомашин ГАЗ, Таврия и других.

По причине культивируемой на заводе секретности, перемещения по цехам и нахождение в чужом цеху крайне неприветствовалось руководством. Я уж не говорю про фотосъемку, поэтому к сожалению, я не имею фотографий обустройства завода и большинства его продукции, — только то чем занимался в модельном цеху.

На фото модель бампера на Деу Ланос, предоставленная нам заводом ЗАЗ, сделанная из массива дубовых кубиков, вырезанная на ЧПУ. Настоящее чудо инженерной мысли по тому времени. У ЗАЗа уже тогда был станок ЧПУ и конструкторы работали в программе Катиа. Только ЗАЗовцы еще не знали, что МДФ лучше дубовых кубиков, потому что те при перепадах влажности дают на модели «шахматную доску».

Вообще АвтоЗАЗ в мою бытность был огромным заводом. Как то ездил туда в командировку. Огромная территория завода имела подземные переходы (и переезды) под автомагистралями. По всем углам стояли автомашинки Таврия с полным баком и ключами в зажигании. Если тебе надо куда-нибудь доехать на заводе — садишься в любую и едешь. Бросаешь ее где хочешь, специальные люди потом перегонят по нужным стоянкам.

Меня поразило то, как на заводе далали автомобили Деу пикап: они разрезали крышу новенькой Деу Ланос болгаркой, выкидывали задние двери, сиденье, заднюю часть кузова, пришлепывали перегородку за водителем и новую кузовную платформу. На нее ставился наш стеклопластиковый кунг. Все, пикап готов. Не знаю, куда девали потом такое количество задних дверей и сидений… На немой вопрос в глазах мне объяснили, что так дешевле, чем заказывать подобную переделку на автозаводе — производителе Дэу.

На заводе Аверс я впервые познакомился с технологией вакуумной инфузии. На завод был приглашен торговый представитель, демонстрирующий технологию Airtech.

Правда представитель был не опытный (даром, что иностранец): не поинтересовался тиксотропностью используемой у нас смолы, скоростью полимеризации. Собрал демонстрацию на нашем обычном 450-м стекломате для ручного формования. Поэтому фокус не удался: смола успела пропитать только  половину тестового изделия (половинка задней двери на кунг Ланос пикап), и стала колом как в ведре, так и в изделии. Тогда демонстратор собрал еще один опыт, где увеличил вакуум до максимума. И тогда форму скрутило в трубочку. Получили корявое изделие и испорченную форму.

Так что опыт от вакуумной инфузии получился негативным. И это, наряду с тем что набор расходных материалов делал изделие в три раза дороже, чем при ручной формовке, охладило интерес руководства к данной технологии. А жаль, под нее мы уже готовили интересный проект модульного бассейна.

Идея заключалась в том, чтобы делать универсальные секции, из которых можно собирать басейн любого размера, как конструктор. Вакуумирование позволило бы делать сэндвич-конструкцию особой легкости и прочности. В виду отсутствия смолы и стекломатериалов подходящих для процесса вакуумирования, во всяком случае по не космическим ценам, от проекта пришлось отказаться.

Сейчас мы уже знаем, что это окупается только при вакуумировании корпусов лодок и лопастей ветрогенераторов, где технология позволяет создать оптимальное соотношение смола-стекломатериал (правильным подбором материалов и вакуума). А в те года эту новую технологию пытались применять ко всему.

Когда бывшие Республики Советского Союза разошлись — каждый в свою сторону, Ельцин подарил Крым Украине, и мы стали подданными Киева. Украина, наконец, получила свободу от реакционной постылой России и все гiднi вукрайинцi стали чуточку ближе к вожделенной европе. Тогда на АвтоЗАЗе начали примерять на себя модные на западе тенденции, проводить тендеры на предмет того, кто же сможет лучше и дешевле всего делать кунги на их прекрасные автомобили. Из чувства всеукраинской справедливости завод Аверс отодвинули от производства кунгов на Ланос пикап и Таврия пикап, оставив им 40% заказа. Остальные 60% поделили между производствами в Киеве и во Львове. И хотя их кунги были менее качественными и более дорогими, но «железные» западные правила ведения бизнеса заставили АвтоЗАЗ скрепя сердце принимать и их продукцию. Они даже  специальную группу трудящихся на ЗАЗе завели, для подтирания львовских и киевских какашек на их продукции. А вскоре и вообще генеральный тендер выиграл Киев. Видимо «положительные» тенденции шановнi паны из Киева переняли, а от привычки все делать за взятки отказаться не смогли. Иначе как понять то, что более страшненькие и дорогие изделия победили качество Аверса?

Так что звезда нашего завода постепенно стала склоняться к закату. Уменьшившаяся прибыль уже не могла покрыть расходы предприятия, и штат сотрудников сократили сначала с 200 до 60 человек, а потом и того меньше.

Руководство еще пыталось искать подходящие заказы, но находились только мелкие и одноразовые, которые не могли загрузить мощности завода и покрыть денежные потребности. Ничего похожего на заказы АвтоЗАЗа уже так и не нашлось.

Например, была попытка запустить в серию кунг на китайский джип «Адмирал». И я своими руками делал модель этого кунга из пенопласта. Здесь все замеры делались рулеткой и угольником, эскиз рисовался на бумажке, модель набиралась из пенопласта ПСБ35 (самый легкий). И тем не менее качество готового издели получается не хуже чем на ЧПУ. Только времени затрачивается раза в 2-3 больше. При изготовлении модели применен знаменитый Gravispret фирмы Cray Valley. О котором я говорил, что это единственный хороший (и выдающийся) материал у этой фирмы 

К сожалению, проект ограничился несколькими экземплярами, это едва окупило затраты на модель и матрицу.

DSC02459DSC02448Симферопольский завод SELMA, в Советском Союзе славился своими электросварками. Во время всеобщей разрухи они тоже искали пути дальнейшего существования. И разработали пару моделей электроциклов. На них мы тоже пытались делать пластиковый обвес. И я даже нарисовал первую сносную модель в 3-Д. Но и этому проекту не суждено было развиться в то время. Что-то у Сэлмы не сраслось, они так и не стали их выпускать. Возможно Киеву было не в понт, что какой то там Крым будет выпускать прогрессивный конкурентоспособный продукт… Тогда «шановным» Ющенко, Тимошенко, и прочим многочисленным глистообразным правителям Украины вообще главное было не создавать  конкуренции западу… Этим начал заниматься еще Горбачев, который вырубил Крымские виноградники…

Поэтому вопросы наивных Россиян: «ну как вам жить при России, не скучаете ли по Украине?» — вызывают у меня гомерический хохот. Да в Украине к нам относились как к быдлу, решали нашими жизнями свои насущные кормовые проблемы! Там и сами киевляне недостаточно «гiднi» (достойные) украинцы, потому что говорят преимущественно на руском. Что уж говорить о крымчанах, где подавляющее большинство населения — Русские люди!

Все царьки после Брежнева (не беру в расчет Андропова, он и не успел поруководить то) занимались только своими личными проблемами и еще проблемами америки и европы, в ущерб своему народу и Родине. Присоединение Крыма к России явилось для меня нежданным счастьем и подарком всей моей жизни, как и для многих крымчан. Поэтому если кто-то пытается мне говорить: да кто такой Путин? и что за партия Единая Россия? Можно найти и получше… Мне хочется съездить по роже этой либерастической мрази чем-то железным, так чтобы кровавые сопли по стенке… и сказать: Уже за одно то, что Путин присоединил мою малую Родину к моей большой Родине, он и партия, которую он поддерживает заслужили у меня пожизненное доверие. Я уж не говорю о всех остальных его делах, благодаря которым ты, мразь, живешь как Человек, с высоко поднятой головой. А не отмываешь говно в туалетах польши (в европе поляки туалеты моют, туда тебя не пустят, мировая субординация однако…).

Ну, это мое сугубо личное мнение, и если ко мне сильно не приставать с подобными вопросами, то в остальном я очень мирный, белый и пушистый

 

 

В общем, страница моей жизни и работы на заводе Аверс, рядом с домом, была перевернута. Завод еще боролся за жизнь, а я уже поехал на поиски своей утерянной зарплаты и благосостояния туда, куда это все уплыло… в Киев.

DSC00135